ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ГРАЖДАНИН рецензия6

Жена и дочь Клайда Шелтона (Джерард Батлер) погибают от рук двух жестоких грабителей, Кларенса Дарби (Кристиан Столте) и Руперта Эймса (Джош Стюарт). Полиции удаётся арестовать их, однако из-за несоблюдения юридических формальностей прокурору Нику Райсу (Джейми Фокс) приходится дать согласие на постыдную сделку. Проходит десять лет, и Райс, за это время значительно продвинувшийся по службе, снова встречается с Шелтоном, расправившимся с когда-то оставленным в живых Дарби и вообще — приготовившим для представителей правоохранительных органов неприятный сюрприз.

LAW ABIDING_CITIZEN_law-citizen.ru_16

Актёр Джерард Батлер, чья популярность растёт буквально на глазах, настолько уверовал в успех фильма, что выступил одним из его продюсеров – между прочим, всего второй раз1 в своей карьере. Расчёт оказался верным, и средний по голливудским меркам бюджет в размере $40 млн. очень легко окупился.

Лента возвращает нас к тем умным, отмеченным изощрёнными сюжетно-фабульными поворотами, держащим в отменном напряжении триллерам, какими «фабрика грёз» одаривала в 1990-е и, к сожалению, не балует в последние годы. Конечно, лучшей в творчестве Ф. Гэри Грэя я по-прежнему склонен считать картину «Переговорщик» /1998/, как раз отличавшуюся теми положительными качествами, что вкратце упомянуты выше. Но он вновь проявил себя очень достойно.

К слову, «Законопослушный гражданин» базируется на схожем драматургическом конфликте – и даже в приглашении «звёзд» выдержан знакомый принцип (белый – афро-американец). Разница сводится к тому, что Шелтон, в отличие от облыжно обвинённого специалиста по переговорам с преступниками, удерживающими заложников, в исполнении Сэмюэла Л. Джексона, всё-таки пересекает некую незримую грань, отделяющую истинного борца за правое дело.

Изначально Клайд, чьё прошлое покрыто туманом и явно предоставляет все возможности для того, чтобы устроить хаос, грозящий захлестнуть кровавой волной Филадельфию, парализовав работу пенитенциарной системы округа, руководствуется благородными мотивами – но уже не в состоянии остановиться, не преподав задуманный урок…

Клайд Шелтон, конечно, не чета ни теневому гению криминального мира Кайзеру Сози, ни философствующему маньяку по прозвищу Конструктор, даже когда прибегает к схожим приёмам: от расчленения Дарби, намеренно оставленного в сознании, до введения в заблуждение оппонентов, с готовностью попадающих в расставленные ловушки. Он не случайно настаивает на том, что является «обычным законопослушным гражданином», столь экстремальным способом всего лишь пытаясь, по собственному признанию, привлечь внимание к юридической практике, далёкой от идеала – да и от нормальных представлений о правосудии. 

Достаётся институту судей, для которых чистота соблюдения прецедентного права подчас важнее следования духу закона, а то и элементарной логике, адвокатам, готовым в любой момент заложить душу, наконец, работникам прокуратуры, часто, слишком часто идущим на сделки с совестью, нередко – даже не попытавшись добиться результата. «Я усвоил твой главный урок: не договариваться с убийцами», – подводит итог Райс, понимая, что в противном случае верх просто не одержать. Оставим зрителям возможность самим раскрыть тайну захватывающей развязки, почти дословно отвечающей золотому правилу Данилы Багрова, учившего, помнится, именно американцев: «Сила, брат, в правде».

 

Свежие рецензии и релизы

Tittygram